joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Юбилей

Жемчужина у моря

В сентябре город Актау и одноименный морской порт отметили 55-летний юбилей. В далеком 1963 году началось строительство волноломов и сухогрузных причалов. В те времена благодаря порту население было обеспечено продуктами питания и питьевой водой. Гостям города и его молодым жителям сегодня трудно поверить, что на этом месте, где сейчас стоят элитные высотки, отели, разбиты парки и построены дороги, когда-то была лишь степь. Здесь успешно работает морской торговый порт, создана свободная экономическая зона. Через Актау Казахстан имеет связь со странами Прикаспийского региона и Средней Азии.  

От палаток к высоткам

Освоение Актау началось в 1956 году, когда сюда приехала первая экспедиция геологов. Как рассказывает директор Музея трудовой славы Прикаспийского горно-металлургического комбината Марат Шушаков, в середине 50-х годов ХХ века Советскому Союзу необходим был уран для создания атомного щита. Для поиска урановых месторождений сюда отправилась геологическая экспедиция, которую возглавлял Анатолий Кореневский. На тот момент населенного пункта здесь не было, лишь в 150 километрах находился город Форт-Шевченко. Оттуда первое время привозили питьевую воду, которой в самом Актау нет из-за отсутствия естественных пресных источников. Жили геологи в палатках и землянках. Первый полевой лагерь сначала разместили во впадине Карагие, но так как там не было удобного места для приземления самолетов, было решено перенести его на мыс Меловой, где сегодня разбит городской парк «Ак бота».

 

 

По словам Марата Туркпенбаевича, в 1959 году сюда прибыл первый отряд строителей. Все строительные материалы, а также продукты питания завозились морем через порт Баутино. Затем грузы перегружали на автотранспорт и уже по степному бездорожью доставляли на место будущего строительства. Первыми были построены дома барачного типа для геологов, строителей и их семей. Так вырос первый в городе микрорайон.

Интересный факт: в отличие от других городов в Актау нет улиц, город поделен на микрорайоны, которые имеют цифровое обозначение. Это было изначальной задумкой архитекторов из Ленинграда. По проекту город застраивался микрорайонами, каждый из которых был рассчитан на проживание 10–15 тысяч горожан, имел школу, детский сад, магазины и различные социальные и культурные объекты. Было четкое чередование домов с разной этажностью (от 4 до 10). 

Официально Актау получил статус города в 1963 году, а через год его переименовали в Шевченко в честь украинского поэта, который отбывал здесь ссылку в середине XIX века.

К началу 70-х в городе уже было отстроено несколько микрорайонов, кинотеатр «Юбилейный». Несмотря на жесткие погодные условия – летом жара под 50 градусов, зимой пронизывающие ледяные ветра, город строился быстрыми темпами.

В то время также осваивались новые месторождения урана, нефти и газа. Поэтому встал вопрос о снабжении людей и строительных объектов электричеством, теплом и водой. К этому времени в Шевченко была введена опытно-промышленная испарительная установка для опреснения морской воды. А в 1964 году началось строительство первого в мире атомного реактора на быстрых нейтронах БН-350 (в настоящее время реактор остановлен и заглушен). К слову, через 20 лет работниками Центральной киностудии города Москвы о нем был снят документальный фильм «Атомная энергия в мирных целях». Авторы картины тогда говорили, что данный реактор предназначался исключительно для опреснения морской воды. Однако о его реальном назначении – производстве оружейного плутония – в фильме предпочли умолчать.

Морская гавань страны

Актау является единственным в Казахстане городом, где на крыше жилого десятиэтажного дома в четвертом микрорайоне установлен маяк, освещающий путь кораблям, заходящим в одноименный морской порт.

Город Актау и международный морской порт – ровесники. В далеком 1963 году началось строительство главного и вспомогательного волноломов и четырех сухогрузных причалов. В те времена благодаря порту население было обеспечено продуктами питания и питьевой водой.

Затем были построены четыре нефтеналивных причала и паромный комплекс. Большая часть перевозок через порт Актау приходилась на нефть – до 7 млн тонн в год в начале 80-х годов, перевозка же сухих грузов не превышала 300 тыс. тонн.

После распада СССР порт Актау стал важным транспортным узлом, связывающим между собой страны бассейна Каспия, и принял стратегическое значение для развития народно-хозяйственного комплекса суверенного Казахстана. Так как в это время увеличились экспорт казахстанского металла и объемы морской перевозки нефти, было решено реконструировать морскую гавань. Правительство Казахстана совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) на эти цели выделили заем в размере 74 млн долларов США.

Одним из  участников реконструкции порта стал Евгений Сушков, начальник службы энергетики и связи портовых сооружений. В составе монтажной бригады он пришел работать в морской порт в 1997 году.

– Я принимал участие в реконструкции порта, а именно в надзоре за строительством, также в решении тех вопросов, которые стояли в связи с поднятием уровня моря. На тот момент все работы выполнялись качественно и в срок, субподрядчиками были в основном иностранные компании. Всю жизнь считал себя монтажником, но после завершения реконструкции порта решил остаться здесь и устроился в службу эксплуатации. За 20 лет моей работы сам порт не изменился, но изменился характер грузов, появились новые суда. Из-за уменьшения объемов перевалки нефти и металлолома сейчас перед портом стоят новые приоритеты относительно переориентации грузов. Планируется построить контейнерные терминалы, перепрофилировать сухогрузные причалы и площадки для их складирования. К тому же, если раньше мы решали проблемы из-за повышения уровня Каспия, то сейчас – из-за его понижения. Но порт остается портом, поэтому будут приниматься технические решения: либо углубление дна, либо переход дальше, к тем глубинам, где мы сможем оказывать свои услуги по перевалке грузов, – говорит Евгений Сушков.

После завершения в 1999 году первой фазы реконструкции порта возможности погрузочно-перегрузочного комплекса по обслуживанию сухогрузов увеличились до 1,55 млн тонн в год при сохраненных прежних по перевалке нефти – до 8 млн тонн в год.

Помимо увеличения производственного потенциала порта в действие были введены новейшие технологии систем маркетинга, делопроизводства, менеджмента, для чего работники прошли повышение квалификации. Началась активная работа по автоматизации систем управления, расчетов, статистике грузооборота, оформлению документации и упрощению процедуры обслуживания клиентов.

После реконструкции было принято решение расширить морские ворота республики, и здесь создали специальную экономическую зону «Морпорт Актау».

Президент АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» Абай Турикпенбаев отмечает, что, несмотря на вызванные мировым экономическим кризисом трудности, порт продолжает не только функционировать, но и ведет целенаправленную работу по привлечению грузопотоков, по загрузке портовых мощностей. За прошедшие девять месяцев текущего года перевалка грузов в порту увеличилась на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

– Бесперебойная работа сложнейшего портового хозяйства – заслуга сплоченного, высококвалифицированного коллектива: рабочих, специалистов, руководителей различных подразделений. Для многих из них порт стал первым и единственным местом работы. Благодаря их самоотдаче порт ежегодно наращивает оборот перевалки нефти и нефтепродуктов, зерна и генеральных грузов. Более того, в этом году впервые началась перевалка контейнерных грузов по маршруту Актау – Баку – Актау. Сегодня порт стоит на рубеже знакового события – развитии новых логистических путей из Китая в Европу и Турцию через Каспийское море. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и делаем все возможное, чтобы порт был обеспечен загрузкой и не останавливал свою работу ни на минуту, – говорит Абай Турикпенбаев.

Глава Мангистауской области Ералы Тугжанов отмечает, что у порта впереди огромный экономический потенциал.

– В разные годы объемы загрузки порта были различными. Но на сегодняшний момент рост налицо – 3 миллиона тонн в прошлом году и уже 3,3 миллиона тонн в нынешнем. Буквально в конце сентября в Актау прошло совместное пятистороннее заседание администраций морских портов прикаспийских государств. С первыми руководителями портов и морских администраций России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана мы рассмотрели вопросы по упрощению транспортных процедур между портами, контейнерным перевозкам и тарифам. Наш регион стал транспортно-логистическим центром с железнодорожной линией по маршруту Казахстан – Туркменистан – Иран, которая является важной составной частью международного коридора Север – Юг и связью между торговыми портами Актау и Курык паромного назначения, служит для осуществления сухопутных прямых перевозок по направлению Западная Европа – Западный Китай. Буквально в конце ноябре мы завершим строительство автомобильной дороги Бейнеу – Акжигит – Граница Узбекистана, что позволит открыть коридор в прикаспийские и страны Средней Азии, в Россию и Европу. По предварительным данным, грузопоток увеличится в 4,5 раза, – сказал глава региона.

К слову, морпорт занимается не только перевалкой грузов. Сегодня сюда приходят военные суда, для них несколько лет тому назад был построен специальный причал. Ежегодно в порт заходят российские военные суда для совместных учений, много исследовательских судов для ведения научной работы, изучения флоры и фауны Каспия, экологических проблем. В 2016 году морпорт начал участвовать в экологическом проекте по восстановлению фауны Каспийского бассейна, заключив договор с РГКП «Урало-Атырауский осетровый рыбный завод» Комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК на услуги по выращиванию рыб осетровых пород. С тех пор ежегодно в акваторию Урала выпускается свыше 80 тыс. мальков-сеголеток севрюги (рыбного молодняка осетровой породы), выращенных на средства  актауского морпорта.

Ах, море, море

Конечно, главной изюминкой Актау является наличие моря. Купальный сезон длится с мая по сентябрь. Вода в Каспии в этот период прогревается в среднем до 21 градуса и выше. Купаться в черте города можно не везде: берег вдоль 14-го и 15-го микрорайонов довольно каменистый, поэтому здесь в основном рыбачат местные жители. Кроме того, этот район является самой протяженной прогулочной зоной. А с  прошлого года в этом месте открылось водное такси, которое курсирует по всей береговой линии.

В районе 4-го микрорайона  расположился скалистый берег, где купаться запрещено. В этом году здесь начали строить одну из новых городских достопримечательностей – скальную тропу.

А купаться жители приходят в основном на берег в районе местного яхт-клуба. Кроме этого, в черте города есть несколько платных пляжей и один большой муниципальный. В 20 километрах от Актау имеется свыше 15 баз отдыха, именно там и проводят купальный сезон гости и жители нашего города. Практически все пляжи предоставляют отдыхающим массу развлечений: катание на квадроциклах, катамаранах, лодках и яхтах. На одной из баз построены водные горки и бассейны с морской водой. Каждый пляж оборудован мангальными зонами.

Помимо морской воды гостям предлагают искупаться в радоновых источниках, что в 30 км от Актау. Погружаться в лечебную воду можно в любое время, так как ее температура составляет 50 градусов. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы излечиться от недугов опорно-двигательного аппарата, позвоночника, дыхательных путей и кожи.

Еще одним излюбленным местом отдыха туристов является курорт Кендерли, находящийся в 200 км от Актау. На его территории расположены гостиница, коттеджи, бассейны, спортивно-оздоровительный  комплекс, сауны, тренажерные залы и солярий. Отдыхать сюда приезжают также круглый год.

Сад Семирамиды

Еще одной из поистине уникальных особенностей города являются зеленые насаждения. Раньше люди, приезжающие сюда работать, говорили: «В Шевченко можно привезти все, кроме тени деревьев». Ведь на тот момент в городе не было даже ни кустика. Поэтому в начале 70-х годов приняли решение создать в Шевченко  экспериментальный ботанический сад. Его сотрудники занялись наукой и практическими экспериментами по акклиматизации растений в пустынной зоне. На первых порах приходилось завозить много чернозема из России, чтобы сделать почву пригодной для высадки саженцев. Сейчас грунт уже устоявшийся, завозить землю в больших объемах не требуется.

Большая часть всех растений в саду выращена из семян, которые сотрудники получали по обмену из других ботанических садов Советского Союза. В итоге удалось получить деревья, с рождения адаптированные к природным условиям и с мощной корневой системой, которые затем пересаживали по городу. И уже через несколько лет в Актау был разбит первый зеленый парк из местных карагачей, елей, акаций. Затем по городу стали высаживать и более редкие деревья – абрикос, шелковицу.

Теперь уже с трудом верится, что здесь вместо кленов, дубов, сосен и берез была голая земля без единой травинки. Это единственный уголок Мангистауской области, где собрана богатая уникальная коллекция растений открытого грунта. За годы существования ботанического сада его сотрудники  вырастили более 1 000 видов растений на сухой и засоленной почве. Здесь есть все разнообразие хвойных, лиственных и фруктовых деревьев, а также огромный цветочный питомник.

Сейчас сотрудники занимаются разработкой ассортимента сада. Он пополняется новыми видами кленов, дубов, ясеня, сафонов, жимолости, каштана и лещины. Были высажены новые сорта роз, кизила, рябины, калины и декоративно-цветущих растений. Их привозят сами сотрудники, когда бывают в командировках в других ботанических садах. Также расширяется фруктовый сад, высаживаются новые виды диких сортов яблонь, груши, жимолости, вишни. Пополняется и ассортимент лекарственных растений. На экскурсии в ботанический сад часто приходят студенты из медицинского колледжа, чтобы на примерах закрепить свои знания. Для многих учащихся, учителей биологии, экологов этот сад стал подлинно учебно-научным полигоном под открытым небом. Его называют центром биологических исследований, территория охраняется государством.