joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Международное сотрудничество

БТК: На стыке интересов

Почти незаметно для Казахстана прошел в октябре 2017 года запуск нового транспортного коридора, соединяющего Азербайджан, Грузию и Турцию. И это удивительно, ведь железная дорога Баку – Тбилиси – Карс является одним из решений поставленных в Программе «Нұрлы жол» задач. За первый год работы отечественные железнодорожники отправили по новому направлению порядка 2 000 зерновозов.

30 октября 2017 года президенты Азербайджана, Турции, министры Грузии, Узбекистана и Казахстана приняли участие в запуске нового железнодорожного сообщения. 

Тогда из Казахстана отправился первый поезд с пшеницей, который достиг Мерсина (Турция) за 30 часов, преодолев 1 258 километров по маршруту Баку – Тбилиси – Карс (БТК).

Данный маршрут является продолжением Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТМ) – берущий начало в Китае, продолжающийся через Казахстан, затем через Азербайджан, Грузию, Турцию (коридор Баку – Тбилиси – Карс) и выходящий к общеевропейским железным дорогам через турецкий подводный железнодорожный тоннель Мармарай под проливом Босфор. Это практически возрождение Великого Шелкового пути, только вместо навьюченных верблюдов грузы доставляются на контейнерных и тяжеловесных поездах.

Ошибочно думать, что до введения этого коридора другого транспортного сообщения между Азией и Европой не было. Есть и другой наработанный маршрут через польский город Лодзь. И он работает более пяти лет. Однако коалиция Азербайджана, Грузии и Турции теперь намерена «оттянуть» часть транзита на себя путем предложения более экономичного и быстрого маршрута.

Дело в том, что в стандартный существующий маршрут через Лодзь вносят коррективы прибалтийские страны, которые настойчиво предлагают воспользоваться для перевалки грузов их морскими портами. А это намного дороже и дольше. И если по материальным затратам цифры не озвучивают, то сроки не скрываются. Морским путем грузы из Китая в Европу доставляются за 25–30 дней. И это в лучшем случае. Так как в непогоду порты могут закрыться на несколько дней. Новый маршрут дает явное преимущество, потому что по нему груз будет доставлен за 12–15 дней.

 

Ложка дегтя

Относительно короткий участок дороги Баку – Тбилиси – Карс занимает всего 826 км, но строился он почти 10 лет. Предыстория началась еще раньше, когда из-за внутренних противоречий с Арменией Турция закрыла действующий железнодорожный коридор Карс – Гюмри – Тбилиси. Тогда и пошли первые разговоры о строительстве нового маршрута. Самый очевидный – через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход Армении.

7 февраля 2007 года представители трех стран подписали межправительственное соглашение о строительстве железнодорожного маршрута.  В его рамках планировалось построить линию от грузинской станции Ахалкалаки до города Карс длиной 105 км. Большая часть этого пути приходилась на турецкую, а меньшая – на грузинскую территории. Также возникла необходимость реконструкции участка Ахалкалаки – Тбилиси. И уже на этой стадии проект постигла неудача. Евросоюз и США не поддержали продвижение линии. Неофициально – из-за обхода Армении.

Редко какой проект обходится без критики со стороны. Не минула эта участь и линию БТК. В первую очередь проект в Европе раскритиковали, так как он словно ставит перед Арменией транспортную блокаду. Если посмотреть на карту Южного Кавказа, то новая дорога явно делает крюк вокруг Армении. Но эксперты утверждают, что и без БТК Армения имеет несколько выходов к Европе через Иран.

Однако в итоге страны смогли найти средства в размере свыше 600 млн долларов, и строительство началось. После открытия Евросоюз сделал официальное заявление, отметив, что этот коридор гарантирует лучшую сеть, создаст новые бизнес-условия и увеличит качество торговли среди сторон.

Не осталась в стороне и наша республика. Председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев заявил, что казахстанские и китайские коллеги ожидают открытие нового коридора в Европу.

Без единой копейки

В начале строительства стороны заявили, что линия Баку – Тбилиси – Карс даст пользу всем странам, расположенным вдоль транспортного коридора, частью которого является БТК. Ожидалось, что максимальная скорость движения поездов по БТК будет достигать 120 км в час. И этот показатель выполняется.

В будущем планируется перевозить ежегодно до 50 млн тонн грузов. А поначалу по линии проследует один миллион пассажиров и 6,5 млн тонн грузов в год.

Ввод в эксплуатацию БТК расширит географию сотрудничества для стран-участниц, повысит показатели транзита, усилит экономическую и туристическую привлекательность стран.

Для Казахстана новый путь особенно выгоден. Без вкладывания собственных средств отечественные железнодорожники разовьют маршрут и эффективно используют свой транспортный потенциал в рамках программы «Нұрлы жол».

Наша республика получит новые маршруты к Черному и Средиземному морям.

Первые итоги

Спустя месяц после запуска движения, по БТК проследовал… один поезд. Эксперт, директор Международной школы экономики Эрика Ливни причиной проблемы назвала несостыковку ширины рельс – советского типа и европейского. Их стык приходится на станцию Ахалкалаки. На смену колес уходит много времени.

Также, по ее словам, о прибыльности проекта рассуждать рано, первые выводы можно делать спустя два-три года.

Тем не менее Казахстан уже подвел итоги за текущий год. Как сообщил руководитель АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев, с момента запуска линии по 15 октября 2018 года по новому маршруту казахстанские железнодорожники отправили около двух тысяч зерновозов.

Он заявил, что с октября прошлого года перевезено более тысячи контейнеров с зерном и 1 857 зерновозов через грузинский порт Поти и далее в Италию.

Вице-президент по логистике АО «НК «ҚТЖ» Санжар Елюбаев отметил, что Казахстан ставит цель перевозить до 2 млн контейнеров в год к 2020 году. Для сравнения: сейчас по морю перевозится от 20 до 30 млн контейнеров.

Расширяя границы

Недавно стало известно, что Казахстан для развития ТМТМ пригласил Узбекистан войти в одноименную ассоциацию. Сейчас в Ассоциацию «ТМТМ» входят железные дороги, паромные операторы и портовые администрации Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины, Румынии.

В будущем, эксперты отмечают, конкуренция между различными видами транспортных выходов на Европу послужит снижению тарифных ставок и ускорению маршрутов. Выгоду получат все.

На текущий и последующий годы страны – участницы ТМТМ ставят перед собой амбициозные задачи по привлечению новых государств в ассоциацию, расширению географии перевозок, совершенствованию логистических операций на каждом этапе.