joomla 1.6

Журнал «Транзит.Кz»

 

  • Более 12 лет успешной работы!
  • Все ключевые события в стране и в мире
  • Информация на русском и казахском языках
  • КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Подробнее...

Транзитная реклама

Акция:

при подписании годового контракта – скидка 20% 

Подробнее...

Контактная информация

Адрес:050008 г.Алматы,ул.Манаса 22Б,оф.36 ТОО"Алемтранзит" 
Тел: 8 727 379-90-70

Тел в Астане: 8(7172)600-590

Посмотреть на карте...

Цифровизация повысила эффективность транспортно-логистической инфраструктуры

Цифровизация повысила эффективность транспортно-логистической инфраструктуры

Используя выгодное географическое положение Казахстана, перевозчики разрабатывают эффективные программы развития, повышения конкурентоспособности, сотрудничают с соседями. В АО «КТЖ-Грузовые» понимают: чтобы привлечь клиента, необходимо создать выгодные для него условия. О том, как наращивают грузовые перевозки, особенно в транзитном сообщении, рассказал исполняющий обязанности председателя правления – генерального директора компании Кайрат Саурбаев.

 

– Кайрат Абенович, Казахстан становится все более значимым игроком в транзитных перевозках по Евразии. Какие факторы позволяют привлекать грузоперевозчиков на территорию нашей страны?

– Находясь в удобном географическом положении, в том числе на маршруте Шелкового пути, возрождение которого сейчас стратегически важно, Казахстан имеет ряд преимуществе. Тому поспособствовали глобализация и смена рынков мирового производства.

Нашей стране необходимо было преобразоваться в логистический хаб, используя открывающиеся возможности. А для этого в первую очередь предстояло создать транспортно-логистического оператора международного уровня. Такую компанию образовали на базе АО «НК «ҚТЖ». И сегодня Қазақстан Темір Жолы – это многоуровневый вертикально-интегрированный транспортно-логистический холдинг, в котором объединены логистические компании и перевозчики, вся магистральная и терминальная инфраструктура автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта.

Стимулированию формирования транзитных грузопотоков способствует качественная логистическая инфраструктура и сервис. Поэтому в ҚТЖ уделяют ключевое внимание этой деятельности. Наибольший интерес сейчас представляют грузы, перевозимые из Китая в Россию и Европу, а также через Каспийское море в Азербайджан, Грузию, Турцию, Южную Европу, через Туркменистан в страны Персидского залива. Строительство новых железных дорог и вторых путей, электрификация участков в данных направлениях делают трансказахстанские транспортные коридоры более привлекательными для транзитных перевозок, увеличивается пропускная способность участков.

В целом порядка 2,5 тыс. км новых железных дорог было возведено только за прошедшие годы – на приграничных и социально значимых маршрутах.

Еще одним важным направлением работы стало создание сети логистических центров как внутри республики, так и за рубежом. Места дислокации выбираются в соответствии с дистрибуцией и консолидацией грузопотоков.

Впервые в нашей стране ТЛЦ класса «А» появился в прошлом году в столице. Он является самым крупным в Центральной Азии и уже доказал свою эффективность. Еще один подобный проект затем реализован в Шымкенте. Проекты развития ТЛЦ предусматривают интеграцию с зонами таможенного оформления. Такая зона, разработанная по примерам транспортно-логитических центров Астаны и Шымкента, действует сейчас в порту Курык и способствует развитию железнодородных и автомобильных перевозок.

До 2020 года планируется создать аналогичные ТЛЦ во всех регионах Казахстана с единой технологией мультимодальных услуг с инвестициями до 208 млрд.тг. Отмечу, что данные проекты будут реализованы преимущественно за счет частных инвестиций.

Какие новые страны в последнее время стали проявлять интерес к Казахстану и намерены переориентировать свои перевозки?

– Чтобы привлечь клиента, необходимо создать выгодные для него условия. В первую очередь, для этого предусматриваются гибкие тарифы на перевозки грузов через территорию нашей республики. Разработаны тарифные условия по разным позициям грузов, их более 20 наименований.

Кроме того, проводятся переговоры с железнодорожными администрациями вовлеченных стран по тарифным условиям для экспорта казахстанской продукции и транзита. В итоге удалось дополнительно привлечь на нашу территорию зерновые и грузы черных металлов, следующие из России в Иран, железной руды – из России в Узбекистан, нефтяного кокса и удобрений – из России в Китай, химикатов – из Узбекистана в Турцию.

Создаются стратегические альянсы по главным транспортным коридорам, что позволяет обеспечить увеличение транзитных перевозок, наблюдается положительная динамика. Так, ҚТЖ, РЖД и БЖД создали Объединенную транспортно-логистическую компанию – Евразийский железнодорожный альянс (ОТЛК ЕРА). Это оператор транзитных контейнерных сервисов, главной целью которого является увеличение объемов перевозок между Азией и Европой. Ежегодно объемы растут примерно в 2 раза, сохранить эту положительную динамику и нарастить годовой показатель до 800 тысяч ДФЭ к 2020 году – задача ОТЛК ЕРА.

– Расскажите подробнее о работе, реализованной в этом тандеме.

– Был разработан и претворен в жизнь комплексный план, направленный на развитие сервиса транзитных перевозок на пространстве 1520. Благодаря данной работе перевозки осуществляются согласно плану, сокращен порожний пробег вагонов, сохранены выгодные тарифы на транзит через Казахстан. Кроме того, функционируют маршруты через Алтынколь/Достык на Семиглавый Мар и Аксу. Удалось сделать конкурентоспособными маршруты Достык – Брест, Алтынколь – Брест за счет оптимизации комплексной ставки. Обеспечивается рост показателей в 2 раза, несмотря на существующие альтернативные маршруты.

Также складывается плодотворное сотрудничество в рамках ТМТМ. Сейчас в Транскаспийский маршрут включилась и железнодорожная администрация Турции. В Турции отправляется зерно из Казахстана, осуществляются транзитные перевозки китайской продукции в Италию. А за счет запуска в прошлом году линии Баку – Тбилиси – Карс (подробнее об этом читайте в материале на с. 14 – 15. – Прим. ред.) и запуску железнодорожного паромного комплекса в порту Курык мы можем напрямую возить по железной дороге грузы до Турции и иметь выход к Средиземному морю, а з0ерно на экспорт отправлять в контейнерах

Совместно с коллегами из иранских и туркменских железных дорог продолжается работа по развитию железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран и привлечению дополнительных объемов перевозок путем предоставления конкурентоспособных тарифных комплексных ставок по территории наших стран, в том числе в контейнерах по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. В 2018 году организован пропуск 12 контейнерных поездов по данному направлению.

В Плане нации «100 конкретных шагов» Глава государства обозначил интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные коридоры. Обеспечивать безбарьерный транзит грузов из Азии в Европу будет Евразийский трансконтинентальный коридор, развитию которого способствует программа «Нұрлы жол». Можете ли вы провести некий анализ, как меняется общая картина с реализацией новых программ, проектов? Какую помощь оказывает государство для улучшения показателей?

– Реализация комплексных мер, о которых я упомянул ранее, позволила в 2017 году сохранить темпы роста транзитных контейнерных перевозок в направлении Китай – Европа – Китай почти в 2 раза (104,6 тысяч ДФЭ в 2016 году и 201 тысяча ДФЭ в 2017-м). Программа «Нұрлы жол» предусматривает развитие логистики. И поскольку показатели перевозок имеют положительную динамику, мы можем говорить об эффективности предпринимаемых мер.

Помимо этого, проводятся работы по улучшению сервиса: сводится к минимуму бумажный документооборот, облегчается оформление таможенных процедур, в целом сокращается время пересечения границы за счет этих мер, есть возможность отслеживать груз. Все это создает благоприятные логистические условия для клиентов и ведет к вхождению к 2020 году в ТОП-40 стран с лучшей логистикой.

–   Расскажите, как строится работа на пограничных переходах. Насколько известно, постоянно применяются меры для улучшения их пропускной способности, ускорению процедур оформления.

– Необходимо, чтобы соседними железнодорожными администрациями выполнялся ряд операций на погранпереходах. Они включают техническую, коммерческую и эксплуатационную передачу от одной обслуживающей компании к другой. Техническая часть включает проверку подвижного состава, а коммерческая передача – информацию о перевозимых грузах.

Таможенная служба является основным государственным ведомством при пересечении границы. Ее основной задачей является обеспечение выполнения таможенных норм и положений по импорту/экспорту и транзиту грузов. Она также отвечает за недопущение провоза контрабанды и вопросы безопасности перевозочного процесса. Другие государственные ведомства включают пограничную службу или полицию департамента миграции. Их основной задачей является контроль перевозки людей при пересечении границы. Фитосанитарные, санитарные и радиологические органы контроля также представлены на железнодорожных погранпереходах.

Железные дороги Казахстана граничат с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном, Китаем, Туркменистаном, и соответственно в действующих 9-и железнодорожных пунктах пропуска создана и развита транспортная, инженерная и социально-бытовая инфраструктура.

Для увеличения  пропускной способности пунктов пропуска проводится работа  по оптимизации нормативов времени стоянок контейнерных поездов для выполнения технических и технологических операций на станциях со сменой локомотива и локомотивной бригады, упрощению процедуры и сокращению сроков предоставления разрешительных документов  при экспорте грузов, сокращению времени прохождения таможенных процедур.

Например,  в целях увеличения пропускной способности станции Сарыагаш на границе с Узбекистаном, учитывая перспективы роста перевозок, выполнено удлинение 3-х вытяжных путей и строительство 3-х дополнительных путей, с включением их в существующую систему электрической централизации стрелок и сигналов и подключением к электрификации. Все они были введены в эксплуатацию 28 апреля 2018 года.

Кроме того, пересмотрен технологический процесс работы станции МГСП Сарыагаш путем сокращения времени обработки поездов, с увеличением штатной  численности со стороны КЗХ (82 чел.) и УТИ (16).  В результате реализации указанных мер перерабатывающая способность МГСП Сарыагаш  увеличена до  28 пар поездов в сутки.

– ҚТЖ активно участвует в программе «Цифровой Казахстан», разработана собственная стратегия «Цифровая железная дорога». И огромную работу в данном направлении проводит «КТЖ-Грузовые перевозки». Расскажите, насколько сложно внедрять новые технологии в перевозный процесс? Насколько эффективно затраты? Какие изменения вы могли бы привести в качестве позитивного примера?

– До внедрения автоматизированной системы управления «Договорная и коммерческая работа» (АСУ «ДКР») планирование перевозок грузов осуществлялась на бумажных носителях, которые поступали по электронной почте, факсу или нарочно. Данный процесс не обеспечивал прозрачность в обработке заявок на перевозку грузов, информация была искажена и не достоверна, а период согласования заявок был длителен. При этом грузоотправители не имели возможности контроля своих заявок с момента подачи их на рассмотрение перевозчику. Процесс уведомления работников производился  посредством телеграфной связи, а грузоотправителей – по телефону и работниками железной дороги.

С 2012 года подача заявок формы ГУ-12 на планы перевозок грузов грузоотправителями осуществляется в электронном виде в онлайн-режиме через АСУ «ДКР». В настоящее время в системе работают более 20 тысяч грузоотправителей и более 5 тысяч работников железнодорожного транспорта. Все участники зарегистрированы в системе под своим логином и паролем.

Данная система планирования позволила повысить клиентоориентированность, обеспечить независимость от работников железной дороги (то есть удалось исключить пресловутый человеческий фактор), удаленный доступ для работы грузоотправителей независимо от местонахождения, прозрачный бизнес-процесс по обработке документов внутри компании, отслеживание процесса согласования заявок по статусам, достоверность информации и предварительный расчет тарифов провозной платы.

Программа АСУ «ДКР» интегрирована с международной системой, что позволило существенно сократить сроки согласования заявок ГУ-12 в экспортном, импортном и транзитном сообщении с другими причастными железнодорожными администрациями на пространстве колеи 1520.

Также ликвидирован бумажный документооборот в системе планирования: исключены прием заявок ГУ-12 на бумажном носителе, отправка запросов на согласование перевозок грузов посредством телеграфной связи причастным  администрациям, морским портам, терминалам, а также указания работникам железной дороги на разрешения осуществления погрузки груза.

Приведена в порядок и достоверность информации всех отчетных форм. Ускорено время наработки справок для предоставления руководству компании, государственным и уполномоченным органам.

Программа цифровизации повысила эффективность транспортно-логистической инфраструктуры и соответствует всем стандартам рыночной экономики, а также дает положительный результат среди пользователей.

– Ваша компания была образована вследствие проведенной два года назад реструктуризации, после которой в ведение АО «КТЖ-Грузовые перевозки» перешли локомотивные депо. Как изменилась работа эксплуатационных и ремонтных локомотивных депо, сервисных центров. Какие планы по обновлению локомотивного парка?

– После проведенной реструктуризации и создания единого национального перевозчика АО «КТЖ-Грузовые перевозки» изменилась структура управления. В единое целое были объединены 3 службы – движения, локомотивное и вагонное хозяйства. На линейном уровне  остались локомотивное и вагонное депо, которые были подчинены отделению дороги с полномочия регионального уровня управления.

На сегодняшний день мы наблюдаем положительные эффекты в организации всего перевозочного процесса. За счет объединения и единого оперирования повысилась эффективность использования локомотивов, снижены простои локомотивов по пунктам оборота и основным депо, улучшилось оперативное управление и регулировка локомотивным парком и локомотивными бригадами. Перед диспетчерским аппаратом и руководством депо была поставлена одна цель – обеспечить эффективное использование локомотивов, повысить качество перевозок, надежность, в целом добиться снижения себестоимости перевозок.

Благодаря этому железнодорожный транспорт повысил свою конкурентоспособность, а значит удалось сохранить долю на рынке перевозок. Сейчас мы можем следить и делать прогнозы на транспортном рынке, создаем условия для улучшения работы.

Уже сейчас инвентарный парк АО «КТЖ-Грузовые перевозки» обновлен на треть. За последние десять лет приобретено 47 пассажирских электровозов нового поколения серий KZ4Ac и KZ4AT, 50 грузовых электровозов серии KZ8A, более 300 магистральных грузовых тепловозов серии ТЭ33А/АС и 30 пассажирских тепловозов серии ТЭП33А, почти 140 маневровых тепловозов серий СКД6е, ТЭМKZ, ТЭМ-18.

На 2019 год инвестиционным бюджетом компании предусмотрен закуп еще 6 грузовых электровозов серии KZ8A и 20 пассажирских электровозов KZ4AT.

АО «КТЖ-Грузовые перевозки» продолжает работу по внедрению сервисного обслуживания новым сериям локомотивов.

Так, в январе 2018 года между КТЖ-ГП и подрядными организациями в лице компании General Electric и ТОО «Камкор Локомотив» заключен долгосрочный договор сервисного обслуживания тепловозам серии ТЭП33А.

Система сервисного обслуживания новых серий локомотивов обеспечивает защиту интересов компании и обеспечивает высокий уровень готовности и содержания локомотивов в эксплуатируемом парке.